18+
Специальная версия

Российский нефтяной экспорт преодолевает санкционные вызовы

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Мартовские атаки украинских беспилотников (БПЛА) по российским ПНЗ дали повод для обеспокоенности по поводу обеспечения страны моторным топливом. Агентство Bloomberg со ссылкой на конфиденциальный источник, знакомый с отраслевой статистикой, сообщило, что с 14 по 20 марта нефтеперерабатывающие заводы России за сутки перерабатывали 5,03 млн баррелей нефти. Согласно расчетам Bloomberg, основанным на исторических данных, это более чем на 400 тыс. б/с ниже среднего показателя за первые 13 дней месяца. В этом году дроны атаковали уже примерно полтора десятка нефтеперерабатывающих заводов. Но фактическое сокращение общего объема переработки нефти не велико, поскольку другие предприятия, которые не подверглись атакам, увеличили свою загрузку, чтобы не допустить дефицита на рынке моторного топлива.

Объем загрузки установок первичной переработки нефти российских НПЗ 14–20 марта составил 0,687 млн т в сутки, рассчитало агентство Reuters на основе данных своих источников. Показатель снизился на 7,5% к первой половине месяца. Сокращение происходит на фоне атак предприятий беспилотниками. Санкции усугубляют ситуацию, так как замещающие детали для ремонтов модулей НПЗ труднодоступны, и резервов запчастей в общем-то нет, либо он минимален.

Вице-премьер Александр Новак 22 марта провел заседание штаба по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов. Обсуждались ситуация в отрасли и меры упреждения топливного кризиса. Также речь идет о защите ключевых НПЗ зенитно-ракетными комплексами «Панцирь». Эта опция хоть и затратна, но все-таки оправдается. Ведь устранение последствий разрушенных установок на НПЗ может сильно превосходить траты на обеспечение «дроновой» безопасности.

По данным Минэнерго РФ, объём поставки бензина и дизельного топлива в марте на внутренний рынок по отношению к февралю 2024 года вырос на 13 тыс. т в сутки и 15,5 тыс. т в сутки соответственно. Запасы топлива остаются высокими – 1,9 млн т по бензину и 3,4 млн т по дизельному топливу. Цены на АЗС стабильны. Но риск развития топливного кризиса все-таки полностью не снят, особенно если учесть, что в начале марта в южных регионах РФ стартовала весенняя посевная.   

Обострение проблем в национальном нефтеперерабатывающем звене привело к тому, что выросли поставки за периметр сырой нефти. Так, согласно данным аналитической компании Kpler, экспорт нефти из России по морю за период с 1 по 15 марта составил 3,66 млн баррелей в сутки (б/с). Это на 314 000  б/с, или 9,4%, больше, чем среднесуточный показатель февраля.

Пришла позитивная статистика из Поднебесной: Россия экспортировала в Китай в январе – феврале 17,72 млн т нефти, что на 13% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. РФ остается крупнейшим поставщиком в КНР. Но санкции все сильней отражаются на кооперации с другим крупным азиатским контрагентом РФ. Индийские нефтеперерабатывающие заводы больше не будут принимать танкеры «Совкомфлота» из-за риска, связанного с санкциями. Об этом сообщило Bloomberg. Также агентство отмечает тенденцию наращивания Нью-Дели закупок североамериканской нефти. Индийские нефтепереработчики планируют увеличить ее потребление до максимума почти за год после того, как ужесточение санкций США ограничило торговлю с Россией и заставило местных переработчиков искать других поставщиков.

При этом ПАО «Совкомфлот» показало впечатляющие результаты 2023 год. Скорректированная чистая прибыль по МСФО морского нефтеперевозчика увеличилась в 4,1 раза – до 83,5 млрд руб. Что позволяет сделать вывод об умении компании «уворачиваться» от санкций и довольно умело обходить их. Хотя это не повод расслабляться. Впереди еще и конъюнктурный вызов – в этом году все-таки инвестиционные дома ожидают снижение мировых цен на нефть, которые пока, вопреки ожиданиям, высоки и продолжают рост. Парадокса здесь нет, а есть лишь вдруг возникающие временные ситуационные стимулы для ралли «бочки» (например, участившиеся дроновые удары ВСУ по российским НПЗ).

26 марта агентство Bloomberg сообщило, что объем морского экспорта нефти из России отыграл примерно половину потерь предыдущей недели, хотя появляется все больше свидетельств того, что санкции начинают его затруднять. Скажем, обозначилось больше логистических проблем. Согласно информации Kpler и открытым данным по отслеживанию судов, Bloomberg «зафиксировало» у берегов Бразилии скопление  танкеров, на борту которых находится не менее 3,2 млн баррелей дизельного топлива из российских портов. Неясно, почему задерживаются эти партии грузов. Однако излишки, как отмечает агентство — очередной признак сбоев в поставках нефтепродуктов из России в период ужесточения санкций США и Великобритании. Партии дизтоплива также удерживаются в танкерах в Средиземном море и Гвинейском заливе, в то время как сырая нефть скапливается у индийских портов.

Видимо, российским экспортерам нефти и нефтепродуктов придется увеличить дисконты для покупателей, чтобы ускорить процесс разгрузки танкеров и таким образом наладить динамику морского трафика. 

Тем временем страны G7 снова принялись обсуждать возможность понижения потолка цен на российскую нефть. Об этом сообщил помощник госсекретаря США по вопросам энергоресурсов Джеффри Пайатт. Сейчас потолок установлен на уровне $60 за баррель. Пайатт не комментировал новой целевой планки.

Понижать потолок Запад побуждают высокие цены на нефть, стремящиеся к $90 за баррель (котировки нефти сорта Brent 29 марта превышают $87 за баррель). Но синхронно власти США опасаются рисков глобального дефицита предложения при чрезмерном усилении давления на российскую нефть, что может лишь ускорить рост котировок барреля. Такой сценарий (с дорогой «бочкой») совсем не в интересах Белого дома, тем более страна, по сути, на пороге президентских выборов, проведение которых намечено на начало ноября. Поэтому разговоры о понижении потолка пока можно считать скорей вербальной угрозой.

 

 

19:07 01.04.2024
Рекламный баннер 990x90px banbottom