18+
Специальная версия

О Единых правилах в области защиты прав потребителей

6 декабря 2024 года принят Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства (Российская Федерация и Республика Беларусь) 6 О Единых правилах в области защиты прав потребителей.

Единые правила это документ прямого действия и высшей юридической силы, поэтому законы о защите прав потребителей Российской Федерации и Республики Беларусь действуют только в части норм, не противоречащих Единым правилам.

Предназначены для регулирования отношений между потребителями и различными участниками потребительского рынка в Союзном государстве, а также для обеспечения высокого уровня правовой защиты для российских и белорусских потребителей.

В Правилах расширен перечень субъектов к кому предъявляться требования потребителей. Помимо организаций и индивидуальных предпринимателей, к ним отнесены физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но тем не менее выполняющие функции изготовителя, исполнителя или продавца. В законодательстве Российской Федерации см. статью 23 Гражданского кодекса РФ Предпринимательская деятельность гражданина и Федеральный закон от 27.11.2018 422-ФЗ О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима Налог на профессиональный доход.

В перечень лиц, ответственных перед потребителями за нарушение их прав, дополнительно включены также поставщики оптовые продавцы. Это может помочь потребителю в ситуациях, когда, например, того, кто продал ему некачественный товар, уже нет на рынке, а изготовитель и импортер недоступны или не реагируют на претензию. Если потребителю удастся найти поставщика, продавшего этот товар отсутствующему розничному продавцу, у него будет шанс получить от него возмещение.

Согласно Правилам продавец обязан провести за свой счет экспертизу товара не только при возникновении спора с потребителем из-за выявленного недостатка в товаре, но и когда предметом спора между ними стала достоверность информации о товаре и его изготовителе.

Также сокращены предельные сроки удовлетворения законных требований потребителя ответственными перед ним лицами, причем в отношении срока на безвозмездное устранение недостатков (то есть на гарантийный ремонт) сокращение значительное: с 45 до 14 дней.

Конкретизируется срок, в течение которого потребитель вправе отказаться от заключенного договора в случае непредоставления ему необходимой и достоверной информации о продукции при заключении договора 7-дневный срок.

На продавца и исполнителя возлагается обязанность соблюдать права потребителей в том числе при реализации продукции без взимания платы (например, в маркетинговых и рекламных целях).

Расширена сфера ответственности маркетплейсов. Согласно Правилам они приобрели обязанность обеспечения соблюдения требований Правил продавцами товаров и исполнителями услуг, предложения которых они размещают на своей электронной площадке, обеспечить условия для предоставления ими полной и достоверной информации о реализуемой продукции.

Введено обобщающее понятие для всех объектов потребительских правоотношений продукция. Продукция в соответствии с правилами это товар, результат работы, услуга, цифровой продукт.

В Правила включено новое для потребительского законодательства понятия цифровой продукт, под которым понимается объект гражданских прав, зафиксированный с помощью цифровых технологий (преобразованный в цифровой формат) посредством создания записи о нем в информационной системе (системах), в которой происходит взаимодействие с потребителем по поводу этого объекта, в том числе программы и элементы программ для ЭВМ (включая порождаемые программой аудиовизуальные отображения), фонограммы, аудиовизуальные произведения, мультимедийные продукты интеллектуальной деятельности, преобразованные в цифровой формат и предназначенные для реализации потребителям (использования за плату). Защите прав потребителей при реализации цифровых продуктов посвящена специальная глава Единых правил.

Единые правила призваны улучшить условия предоставления услуг и товаров, включая интернет-площадки и маркетплейсы, а также обеспечить более эффективную защиту прав потребителей от недобросовестных практик со стороны хозяйствующих субъектов, в том числе физического лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, выполняющего работы или оказывающего услуги потребителям.

22:09 14.03.2025 16+
321

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 990x90px banbottom